Воскресенье, 19.05.2024, 06:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт Васильева Римма Дамировна учитель английского языка

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Васильева Римма Дамировна

учитель английского языка

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»

г. Старый Оскол, Белгородская область, Россия

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются понятие и составляющие гражданско-патриотического воспитания  школьников в настоящее время, анализируются  условия патриотического и гражданского воспитания как основы учебно-воспитательного процесса на уроке иностранного языка.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, патриот, активная гражданская позиция, массовая патриотическая работа, отечество, Родина, обучающиеся, молодежь, учебный процесс.

 

Проблема патриотического воспитания молодёжи в последнее время занимает все большее место в работе соответствующих государственных структур и, как следствие, в средствах массовой информации. Общеизвестно, что идеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. В настоящее сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического и  нравственного кризисов, защитить Россию от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма.

 Основными признаками патриотизма являются:  чувство Родины (ощущение связи с Родиной);  любовь к Отечеству;  гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;  ответственность за судьбу Родины и своего народа, за их будущее;  чувство долга перед Родиной;  стремление к деятельности, направленной на процветание своего государства и народа, на повышение их международного авторитета;  приверженность идеалам, ценностям и традициям своего Отечества;  готовность сохранять и приумножать честь и славу Отечества;  ощущение величия своей Родины;  готовность защищать интересы своей Родины всеми средствами, в том числе и оружием.

Любовь к Родине, которую необходимо воспитывать с самого рождения, формируется у подрастающего поколения под влиянием окружающей среды, общества, государства. Ещё одним решающим звеном воспитания патриотических чувств  является семья. Именно в ней  закладываются основы мировоззрения, мироощущения, формируется гражданская ответственность патриотизм, любовь, уважение к своему Отечеству, его традициям.  

Стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоконравственную личность, настоящего патриота своей страны. Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной  войны.

В настоящее время молодое поколение мало знает не только историю своей семьи, но и историю родного края. Привить любовь к своей малой Родине можно через осознание собственных корней, историю своего рода (составление «родословного дерева»). [1, с. 16] 

В современных условиях политического и социально-экономического уклада жизни общества система школьного воспитания претерпевает значительные изменения: ослабевают внутрисемейные связи, снижается влияние старшего поколения на детей, ухудшается уровень жизни многих слоев населения, идет переориентация на иные, чем раньше ценности. И новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании военно-патриотического  и гражданского сознания учащихся. Поэтому на сегодня главная проблема заключается в создании современной системы гражданско-патриотического воспитания молодого поколения, способной сформировать у юных граждан нравственно-патриотические качества (чувство любви к Родине, озабоченность судьбой своей страны, готовность исполнить конституционный долг во имя интересов народа, общества, государства, уверенность в великом будущем России и т.д.).

В.И. Литунов описывает составляющие гражданско-патриотического воспитания следующим образом: ознакомление детей с государственной символикой, героическими страницами истории страны, ценностями отечественной культуры в процессе бесед, экскурсионной деятельности; историко-культурное краеведение, раскрывающее перед детьми историю, особенности культуры, природы, народных традиций малой Родины, приобщающее их к ценностям родного края; ознакомление школьников с народным творчеством; ознакомление детей с деятельностью общественных организаций. [3, с. 129] Таким образом, важнейшей составляющей в системе гражданско-патриотического воспитания является массовая патриотическая работа, которую Г.Г. Куликова определяет как «организуемую и проводимую на постоянной основе государственными органами при активном участии средств массовой информации, представителей научных и творческих союзов, образовательных учреждений, ветеранских, молодежных и других общественных организаций и объединений».  [2, с. 52] 

Значительную роль в системе патриотического воспитания учащихся детей и молодежи по-прежнему играют предметы исторического, филологического, социального, экономического, культурологического профиля. Для того чтобы эти дисциплины способствовали патриотическому воспитанию, необходимо осуществлять выпуск отечественных учебных пособий, которые будут раскрывать перед учащимися смысл культурных и социально-экономических преобразований, реформ, проводимых в современной России, показывать роль государства и государственности в судьбах российского народа

Трудно представить, как осуществлять патриотическое воспитание на уроках иностранного языка. Ведь общепринято считать, что на уроках, где учащиеся должны изучать чужой язык, чужую культуру, и в мыслях быть не может таких тем. Родители учащихся обычно ожидают развития патриотических чувств у своих чад на других уроках, например истории и обществознания. К сожалению все чаще из уст учеников можно услышать фразы «А вот там (за границей) лучше!», «Вот вырасту и уеду из России» и тому подобное. Для решения такой острой национальной проблемы как отток кадров из страны нужно уже с малого возраста начинать прививать любовь к своей стране.

Как же я пытаюсь решить эту проблему. Мною  разработан ряд уроков, направленных на формирование активной гражданской позиции учащихся. Например, на уроках английского языка мы изучаем и обсуждаем такие темы, как: географическое положение, климат, природные ресурсы стран, государственные символы России и стран изучаемого языка; мой родной город; образование и культура, религия, традиции и обычаи, национальные виды спорта, выдающиеся люди родной страны и стран изучаемого языка. При изучении культурного и страноведческого материала стран изучаемого языка я провожу параллель с нашей собственной страной. Показывая достоинства чужих стран нельзя забывать и про преимущества своей страны.  Знакомя учащихся с культурой других государств, я особо выделяю преимущества и потенциал развития нашей страны. На примере УМК «Английский в фокусе» создаем творческие проекты, которые помогают учащимся лучше узнать и полюбить свою Родину. Построение тем там имеет модульный характер. Каждый модуль состоит из блоков, в конце которого есть творческое задание. К примеру, ученик, изучая достопримечательности Великобритании и США, на дом получает задание сделать портфолио о достопримечательностях своей страны.

Наверное, вот таким образом, не навязывая мнений, а просто развивая у учеников интерес, показывая роль России в мировой истории, нашу общность с мировой культурой и в то же время уникальность, и можно воспитать патриотизм, в том числе и на уроках английского языка. Воспитание патриотизма и гражданственности должно осуществляться, прежде всего, через содержание изучаемого материала путем применения различных методов и приемов. Кроме того, надо помнить, что общение на английском языке - это межкультурное взаимодействие. Очень важно донести до учащегося, что чужая культура не хуже и не лучше нашей культуры, она просто другая, и нужно терпимо и с пониманием относиться к этим различиям, но прежде всего, нужно научить детей любить свою страну, уважать свою историю и культуру. Патриотизм воспитывает семья, школа, улица, средства массовой информации и собственный опыт. Если все эти источники способствуют воспитанию патриотизма, это чувство формируется быстро и эффективно. Если хотя бы один источник действует против этого чувства, воспитание патриотизма на уроке английского языка будет бесполезным.

Патриотизм в России всегда был символом мужества, доблести и героизма, несгибаемой силы народа. Многовековая история россиян свидетельствует, что без патриотизма невозможно создать сильную державу и отстоять ее рубежи. Поэтому патриотическое воспитание необходимо рассматривать, прежде всего, как источник и средство духовного, политического и экономического становления страны, ее целостности и безопасности.

 

Литература

  1.  Вороненко И.С.  Патриотическое воспитание в процессе составления родословной каждой семьи // Воспитание школьников. – 2008. - №1. – с. 16.
  2.  Куликова Г.Г. Современные подходы к патриотическому воспитанию студентов: исследования, опыт, проблемы // Инновации в образовании. – 2008. - №8. – с. 129.
  3. Литунова В.И. Проблемы воспитания патриотизма // Педагогика. – 2008. - №7. – с. 52. 
Категория: Мои статьи | Добавил: daisy (27.01.2017)
Просмотров: 316 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz