Р.Д. Васильева
учитель английского языка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 6»
(г. Старый Оскол)
Современные подходы в преподавании иностранного языка
В настоящее время обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации современного школьного образования, что обусловлено целым рядом причин.
Когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, когда общение с иностранцами становится реальностью, а столкновение с представителями иной культуры входит в нашу повседневную жизнь, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и возросла его роль в решении общих задач, стоящих перед обновляющейся системой российского образования.
С учётом перспектив развития экономики и социальной сферы сегодня важно сформировать у выпускников школы новые профессиональные и личностные качества, такие, как системное, творческое мышление, экологическая, информационная культура, языковая и коммуникативная компетенция, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределённости. Этого можно достичь при коммуникативном подходе, цель которого состоит в том, чтобы научить свободно ориентироваться в иноязычной среде и уметь адекватно реагировать в различных ситуациях.
Новые требования общества к уровню развития и образованности личности, новые условия жизни должны менять и содержание, средства и методы педагогического процесса. В этой ситуации возникает естественная и достаточно острая потребность в новых концепциях, методах и технологиях обучения, одним словом, в педагогических инновациях, ориентированных на повышение качества образования.
Одним из ключевых элементов модернизации российской школы является Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время в соответствии с «Основными содержательными линиями учебного предмета «Иностранный язык», требованиями к результатам обучения в контексте стандартов второго поколения изменились цели языкового образования.
Коренным образом изменился социальный статус «иностранного языка» как учебного предмета. Из предмета, не имевшего реального применения и находившегося в сознании учащихся на одном из последних мест по степени значимости, иностранный язык превратился в средство, реально востребованное личностью, обществом и государством.
Стало очевидно, что существование и успешное развитие современного общества возможно только при определенном уровне владения устной и письменной иноязычной речью его членов, которое способствует:
повышению конкурентоспособности государства, перестройке экономики внутри страны (самый большой барьер при осуществлении совместных международных проектов, создании совместных предприятий – языковой и культурный);
интеграции государства в мировое экономическое и культурное сообщество; доступу к информационной «вселенной» и новейшим информационным технологиям.
Для реализации поставленных задач предпринимается обновление
содержания образования в Российской Федерации и переориентация на личностно-ценностный подход, в основе которого лежит развитие личности, умеющей работать с новыми информационными технологиями и сетями глобальной связи, которые обеспечивают взаимодействие социально-экономических и культурных отношений. Отмеченные умения помогают ей адекватно реагировать на изменения, происходящие в мире, что является объективным фактором необходимости нового подхода к политике образования. В современных условиях мировой интеграции на первый план выходят ценности мировой культуры и культура каждой нации в отдельности. В связи с этим изменился и социальный заказ общества на личность: особую ценность представляет способность человека продуктивно общаться с представителями других культур. Именно поэтому сейчас так важно осознать необходимость новой концепции обучения языку как одной из наиболее важных ценностей национальной культуры, которая способствует:
• формированию сознания личности,
• жизненному и национальному самоопределению,
• усвоению культурных ценностей,
• вхождению личности в социально-культурную среду,
• ценностному отношению к родной культуре и традициям,
• развитию навыков межкультурного взаимодействия.
Модернизация российского образования, как мы уже указывали выше, предполагает в первую очередь обновление структуры, содержания и образовательных технологий обучения иностранным языкам. Какие изменения в структуре языкового следует выделить в первую очередь?
- Объединение языковых учебных предметов: родного и иностранного языка в одну образовательную область – филологию.
- Узаконено раннее начало изучения иностранного языка (со 2-го класса начальной школы).
- Увеличено количество учебных часов в основной и старшей школе.
- Допускается введение (там, где для этого есть условия) второго иностранного языка в основной и старшей школе.
- Вводится профильное (углубленное) изучение иностранного языка на старшей ступени для тех, кто хочет использовать иностранный язык в своих планах на будущее: в дальнейшей учебе, в профессиональной деятельности.
Совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетенций, повышение квалификации, обобщение и распространение положительного педагогического опыта являются одним из основных средств повышения качества образования.
Можно выделить основные требования к подготовке учителя иностранного языка в условиях реализации основных направлений модернизации:
повышение профессионализма как одного из приоритетов государственной образовательной политики;
владение основными нормативными документами, в которых определены основные цели и задачи образования;
использование новых методик и технологий обучения;
знание психологических и физиологических особенностей ученика, учет их при организации учебного процесса в школе;
овладение новыми подходами к оценке учебных достижений учащихся, включающими стандартизированный способ проверки, открытость и прозрачность системы оценивания, ее объективность и соответствие международным стандартам;
использование в учебном процессе методов науки, осуществление проектно-исследовательской деятельности;
умение применять современные компьютерные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), использовать интерактивные формы обучения, находить информацию в сети Интернет.
В современных условиях для обеспечения эффективности учебной деятельности на уроках иностранного языка на высоком уровне необходимо использование современных образовательных технологий.
Блочно-модульные технологии
Технология уровневой дифференциации
Разноуровневое обучение
Информационно-коммуникативные технологии
Игровые технологии
Технология развивающего обучения
Технология проектно-исследовательского обучения
Здоровье-сберегающие технологии
«Педагогика сотрудничества»
Технология проблемно-поискового обучения
Личностно-ориентированные технологии
В заключение хотелось бы сказать, что необходимо вести речь не об обучении языку и культуре определенного народа, а об изучении языка — культуры как единого целого, формируя, таким образом, ценностное отношение к национальной культуре.
Для полного понимания чужого языка и человека, принадлежащего к чужой культуре, необходимо не просто выучить слово, а перенять способ мышления и культурную картину мира, создаваемую этим языком, что представляет собой главную трудность в обучении. Овладение иной культурой необычайно важно и для того, чтобы учащиеся имели возможность рассматривать свою культуру не как единственно возможный способ видения мира, а понимали бы соотношения культур разных народов и всей мировой цивилизации.
Список использованной литературы
- Холодная М. А. Психология интеллекта. Спб.: Питер, 2002. — 272 с.
- Древаль А.В. Интеллект ХХХ. М. 2005. 316 с.: ил.
- Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку. // Иностранные языки в школе. – 2008. - № 6. С. 2-9.
- М.М. Поташник "Требования к современному уроку". Методическое пособие. Центр педагогического образования. М, 2013.
- "Воспитание высокой самооценки и чувства социальной ответственности школьников" Материалы международной научно-практической конференции. - Рязань: ТОИПКРО, 2007
- Методические рекомендации по преподаванию иностранных языков в условиях перехода на обучение по ФГОС Российской Федерации в 2015–2016 учебном году
- Ольшевская М.В.Деятельностный подход в коммуникативно-ориентированном обучении иностранному языку, Минск, 2010
- Штарина А.Г. Английский язык. Компетентностный подход в преподавании. Издательство «Учитель», Волгоград, 2011.
- Алгожаева Н.С. Значимость и смысл профессионализма в XXI веке // Педагогическое образование: вызовы XXI века. – М.: МАНПО, 2011. – Ч. 1.
- http://www.fipi.ru/; http://www.ege.edu.ru
|