Воскресенье, 19.05.2024, 10:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт Васильева Римма Дамировна учитель английского языка

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

роль  Профессиональных  компетенций учителя в  условиях перехода на новые стандарты системы образования

 

Васильева Римма Дамировна

учитель английского языка

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 6»

г. Старый Оскол, Белгородская область, Россия

E-mail: vasilyeva64@mail.ru

 

Модернизация современного общества охватила все его стороны. Реализация долгосрочных планов экономического, социального развития общества, обеспечения благосостояния граждан требует наличия высокопрофессиональных, грамотных людей. Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем.

Изменения охватили и систему российского образования. Речь идет о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями общества. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Задача  системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.

Реализуемые основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения. Особую роль в процессе профессионального саморазвития педагога играет его готовность к новому, передовому. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.

Каким же должен быть учитель нового поколения?
Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть другой формации. Он должен быть эрудированным и гибким в поведении, должен быть примером для подражания, находиться в постоянном поиске, самообразовании, увлеченным и умеющим увлекать детей, быть открытым в общении.

Профессиональная компетенция реализуется через психолого-педагогическую, методическую, коммуникативную, филологическую, общекультурную, информационную, социальную и управленческую компетенции.

К компетенциям, обеспечивающим успешное решение профессиональных задач, относятся цели и задачи педагогической деятельности; мотивация учебной деятельности, обеспечение информационной основы педагогической деятельности; разработка программ и принятие педагогических решений, организация учебной деятельности.  Использование современных образовательных технологий обучения, в том числе информационно-коммуникационных, способность эффективно применять учебно-методические, информационные, иные ресурсы.

Все эти компетенции могут развиваться при использовании различных форм активности педагогов: проблемный педсовет, проблемный семинар, исследовательский проектный практикум, фестиваль методических находок, творческая мастерская по обмену опытом, мастер-класс, научно-практическая конференция, практические занятия по разработке и защите мини-проектов, аттестационные процессы, педагогический лекторий, конкурсы педагогического мастерства, круглый стол, педагогические чтения, открытые уроки, воспитательные  мероприятия и пр.

Профессиональные качества учителя основываются на следующих умениях: модифицировать учебные программы, работать по учебному плану, консультировать учащихся, оказывать помощь в самостоятельном получении знаний, грамотно оценивать образовательные результаты учащихся в условиях новых стандартов.  Учителю нужно уважать желание ребенка работать самостоятельно, умение воздерживаться от вмешательства в творческий процесс ребенка, поощрять работу над проектами, предложенными учащимся, извлекать максимальную пользу из хобби, конкретных увлечений и наклонностей учащихся.

Учитель должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы.

Высока роль учителя старшей школы. Учитель должен заниматься научными исследованиями, составлять методические разработки, уметь описывать свой опыт работы. Сотрудничество учителя и ученика побуждает их к постоянному действию, творчеству, работе с научно-публицистической литературой, ставить конкретные цели, определять задачи, проводить эксперименты, включаться в исследовательскую деятельность.

В этой связи  необходимым становится обеспечение эффективности повышения квалификации учителей, которая определяется возможностью учителя участвовать в управлении общеобразовательным учреждением, заниматься исследовательской, научной и экспериментальной деятельностью на основе социального партнерства; возможностью и готовностью участвовать в различных профессиональных и творческих конкурсах, успешно строить свою карьеру, сохранять профессиональное долголетие.

Переход к компетентностному образованию потребует сущностных изменений во всех звеньях педагогической системы, а значит, в ней самой как целостности.

Повышение уровня квалификации современного учителя заключается в перестраивании уже сложившейся профессиональной деятельности, который предполагает включение нового действия в состав сформированной деятельности, нового модуля профессии или новых профессиональных задач в структуру профессиональной деятельности, изменение мотивационных установок или придание им нового смысла, изменение профессиональных самооценок, овладение новыми приёмами профессионального мышления. [8, c. 11]

Многомерные профессиональные компетенции учителя иностранного языка выражают единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности в условиях введения стандартов второго поколения. [3, c. 10]

Мне, как учителю  иностранного языка, хотелось бы отметить помимо качеств, присущих  учителю любой другой учебной дисциплины в школе, следующие специфические черты свойственные данному предмету: изучение языка в процессе общения, умение найти, выбрать предмет общения, направить его таким образом, чтобы учащиеся не чувствовали превосходства ни в знаниях, ни в возрасте, ни в социальной роли учителя. Научить коммуникативным видам деятельности можно только за счет вовлечения учащихся во все виды речевой деятельности, но больше всего моделируя реальные ситуации общения. Более того, учитель иностранного языка, будучи партнером общения, должен быть, заинтересован в процессе и результате этого общения. [1, с.2]

Современный учитель может полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение, только осознав свои профессионально-личностные качества и желая их совершенствовать. Деятельность учителя, основанная на самопознании и самоанализе, является способом саморазвития. Это означает, что весь процесс формирования самообразовательной компетентности нацелен на такие качества как «квалификация», «инновационность», «мобильность», «успешность», «продуктивность» и «репрезентативность», то есть многомерность личности современного учителя и его профессиональных качеств личности . [8, c. 12]

Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения в школе он должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке – выбор ими источников информации — освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – самоанализ школьниками результатов работы. Таким образом, меняется роль учителя: учитель – организатор деятельности детей. Школьные стандарты второго поколения отменяют «минимум знаний» и вводят понятие социального заказа. Новая система позволит школьникам сбросить груз излишних знаний. Система образования теперь будет ориентирована на воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений. Но самое трудное, на мой взгляд, это перестройка сознания учителя: переход  к обучению  по новым стандартам потребует от учителя освоения новых профессиональных умений проектирования учебного процесса и его осуществления на основе развивающих технологий.

Отсюда вытекает необходимость создания благоприятных условий для педагогического роста,  в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.

 

Библиографический список

Баранников А. В. Самообразование и компетентностный подход – качественный ресурс образования: Теория и практика. М.: Московский центр качества образования, 2009. с.60.
Блинов, В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / В. И. Блинов. – М.: АРКТИ, 2007. – с.132.
Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника?// Народное образование 2004 №4 с.136-144.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии №5, 2004 с.3.
Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Под ред. В. Д. Шадрикова, И. В. Кузнецовой. М. 2010.-с.8.
Николаева Г.Д. Современный учитель.// Николаева Галина Дмитриевна.- 2012. - http://nikolaeva-uchitel.ru.
Сивкова С. И. Повышение профессиональной компетенции учителей иностранных языков учитель английского языка.//Фестиваль педагогических идей: Преподавание иностранных языков.-2011. - http://festival.1september.ru/articles/214054/.

 

                                                                                                                                

 

Категория: Мои статьи | Добавил: daisy (28.12.2015)
Просмотров: 257 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz