ПРОФЕССИОНАЛьная КОМПЕТЕНТНОСТЬ педагога как основное условие повышения качества образования
Васильева Римма Дамировна, учитель английского языка,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»,
Россия, Белгородская область, Старый Оскол
В настоящее время, процесс модернизации российского образования требует от современного образовательного учреждения обеспечения высокого качества образования. Основная задача современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Для того чтобы реализовать эту задачу и предоставить образовательные услуги требуемого качества, каждое образовательное учреждение должно обладать высокопрофессиональным составом педагогических кадров, которые выступают носителями новой системы профессионально – педагогических ценностей, обладают высоким уровнем профессиональной компетентности и педагогического мастерства, способны органично адаптироваться к изменениям во внешней среде, что в свою очередь позволит внедрять инновационные методы и системы способствующие инновационному развитию образовательного учреждения.
Профессионализм - совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда.
Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества. Компоненты педагогического профессионализма в современных условиях внедрения новых федеральных образовательных стандартов следующие:
1. уровень общей культуры;
2. психолого-педагогическая компетентность;
3. владение содержанием предмета и педагогическими технологиями;
4. способности к целеполаганию и целеосуществлению;
5. способности к педагогической рефлексии;
6. способности к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования.
Профессионализм специалиста, связанный с конкретной профессией, описывается через понятие профессиональной компетентности. Компетентность - обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеют в виду осуществление его на высоком уровне. Компетентность - индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека.
Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Таким образом, компетентность педагога можно понимать как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность и включают профессионализм и педагогическое мастерство учителя.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности педагога, постоянная готовность к принятию нового, развитие педагогических инноваций.
Совершенствование профессиональной компетентности педагога должно быть постоянным и непрерывным процессом в условиях динамического развития современного общества.
Учитель-профессионал, удовлетворяющий требованиям сегодняшней школы, - это интеллигент, просветитель, высококультурный специалист, способный определить природные свойства ребенка, открыть разнообразные пути развития его задатков, обеспечить формирование творческой личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Профессионал-учитель, образно говоря, соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата.
Искусство учителя особенно проявляется в умении учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке. Для него домашнее задание - это способ углубления, закрепления, расширения знаний. Секрет успеха опытных учителей состоит в умении управлять деятельностью учащихся. Учитель-профессионал умеет так организовать учебный процесс, что при всех, даже самых неблагоприятных условиях (слабый состав учащихся, плохая оснащенность школы) добивается нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся.
Как часто где-то в отдаленной школе ученики поражают нас своей осведомленностью, активностью, высоким уровнем знаний. Это результат умелой самоотверженной работы преподавателя.
В наше время авторитет среди учеников невозможно завоевать дисциплинарными методами и формальными уроками, не выходящими за рамки учебников. Главное - это глубокая эрудиция, начитанность, культура, многогранность. Настоящий учитель обладает постоянной «возбужденностью мысли». Он всегда найдет нестандартный оригинальный ответ на любой вопрос, сумеет по особому подойти к ученику зажечь его мысли, взволновать. Невозможно изменить духовный мир личности без влияния опытного педагога, который должен в совершенстве владеть умением воздействовать на учащегося, формировать его потребности и убеждения, способности и практические навыки. [14].
Еще одним важным показателем профессионального мастерства является умение активизировать обучаемых, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Учитель-мастер должен обладать даром заставлять думать на уроке, используя разнообразные методы для активизации процесса обучения.
А.С. Макаренко писал: "Педагогическое мастерство определяется как "истинное знание воспитательного процесса ..." [14,Т.4.с.234]. Поэтому ещё одна составная часть педагогического мастерства - это умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьника высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность. Учитель, не владеющий мастерством, как бы навязывает знания, не требуя рассуждения. Учитель-мастер умеет сделать корень познания не горьким, а сладким. Задача учителя - найти путь к выработке положительных эмоций в самом процессе учения. Это простые приемы: смена методов работы, эмоциональность, активность учителя, интересные примеры, остроумные замечания и т.п. Нельзя повторяться, нужно находить новые оригинальные способы. Эти приемы дают не только временный успех, они способствуют росту симпатии к учителю, решают главную задачу - вырабатывают устойчивый, постоянный интерес к предмету.
Суть педагогического мастерства - это своеобразный сплав личной культуры, знаний и кругозора учителя, его всесторонней теоретической подготовки с совершенным овладением приемами обучения и воспитания, педагогической техникой и передовым опытом. Учитель-мастер, владея всем арсеналом педагогических средств, выбирает из них наиболее экономные и эффективные, обеспечивающие достижение запроектированных с оптимальными усилиями. У него выражена потребность в постоянном расширении своих знаний. Такой учитель знает свой предмет значительно шире и глубже, чем это нужно для урока, свободно владеет материалом, постоянно следит за новым в своей науке. В. А. Сухомлинский говорил, чтобы дать ученикам искорку знаний, надо выпить целое море света. Хороший учитель изучает опыт других учителей, заимствует у них все ценное, но никогда слепо не копирует чужую работу, как бы она хороша ни была, понимая, что у него другой класс, другие ученики и сам он другой человек [13, с. 69].
Знание психологии детей становится ведущим в структуре знаний тех учителей, которые чутко воспринимают реакцию учащихся на объяснение и на каждое действие. В свою очередь, знание психологии детей проявляется в самом педагогическом действии учителя. Таким образом, коренным отличием структур знаний учителей-мастеров являются знание психологии детей и умелое применение методики благодаря этому знанию. [16; с. 207]
Не случайно В.А. Сухомлинский писал: "Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это - желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы" [12, с.153]
В заключение хотелось бы сказать, что педагог - это не профессия, это призвание. И только те, кому дано это призвание могут научиться настоящему педагогическому мастерству. Именно научиться, потому что такое мастерство может появиться лишь при огромной работе над собой, оно не приходит из неоткуда. И не зря этому понятию дается множество определений. Каждое из них открывает новое, что должен для себя открыть и усвоить учитель. В каждом из определений - своя изюминка неповторимая, всегда новая. И потому, выбирая на своем жизненном пути стезю педагога, нужно еще раз задуматься, а под силу ли будет одолеть преграды и стать действительно мастером своего нелегкого, а подчас невыносимо трудного дела?
Список использованной литературы
1. И.Ф. Харламов «Педагогика» 2009. стр. с 58–77.
2. И.П. Подласый «Педагогика» 1 ч. 2007. стр. с 104–121
3. Питкасистый П.И., Портнов М.Л. «Искусство преподавания» 2008. стр. 24-46.
4. С.А. Смирнов «Педагогика педагогические теории, системы, технологии». 2009. стр. 66–78.
5. «Педагогическая практика в начальной школе» (Под ред. Г.М. Коджаспировой, Л.В. Борисовой – М., 2008 г. стр. 12–16.
6. Вескер А.Б. Театральная педагогика. Учебное пособие. – М. Издательство МПУ «Народный учитель», 2007 г. – стр. 25-33 и 40–42.
7. Учителю о педагогической технике. Под ред. Л.И. Рувинского. – М., Педагогика, 1987 г. – стр. 87–99.
8. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 1993.
9. Основы педагогического мастерства: учеб. Пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф.Кривонос, Н.Н.Тарасевич и др.; под ред. И.А.Зязюна. – М: Просвещение, 1989.
10. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
11. Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. - №1. – стр. 197-207
12. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969 г.- 513 с.
13. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика [Текст]/ Н.Н.Никитина. - М.: Академия, 2004.- 256 с.
14. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта //Пед. соч. : В 8 т. - Т. 4. - Москва, 1984. - стр. 260-266, стр. 235 - 236, 243 - 247.
15. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В.Хуторской // Народное образование. - 2009. - №2.- стр. 58-64.
16. Шиянов Е.Н., Смирнов С.А., Котова И.Б. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. — М.: Издат. центр «Академия», 2001. — стр. 325.
|