Воскресенье, 19.05.2024, 11:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт Васильева Римма Дамировна учитель английского языка

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Основные проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях

Современные реалии детства и проблемы

социокультурной среды развития ребенка.

 

Васильева Римма Дамировна

учитель английского языка,

МБОУ «Гимназия № 18»

г. Старый Оскол Белгородская область

E-mail: vasilyeva64@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях, проанализирована роль психолого-педагогических наук в решении задач образования, соответствующего новой ситуации и целям развития современного ребенка; сделан вывод о формировании, соответствующей времени, социально- культурным и социально-экономическим условиям педагогической среды нацеленной на развитие современного ребенка.

Ключевые слова: социокультурный, современный ребенок, педагогическая среда, самосовершенствование, социальная действительность, учебно-воспитательный процесс, социальная активность, психолого-педагогические задачи.

 

The present realities of childhood and problems

of sociocultural environment of the child development

 

Vasilyeva Rimma D.

English teacher,

MBEI “Secondary school No. 18”

Stary Oskol Belgorodskaya oblast’

E-mail: vasilyeva64@mail.ru

 

Abstract: The article deals with the main problems of the child development in present sociocultural conditions. The article analyses the role of psychological and pedagogical Sciences in solving the problems of education. The following conclusion is made - the formation of the pedagogical environment aimed at the development of a modern child and corresponding the present time, socio - cultural and socio-economic conditions.

Key words: sociocultural, a modern child, a pedagogical environment, self-improvement, social reality, the educational process, social activity, psychological and pedagogical tasks.

 

Человеческое общество находится сейчас в исключительно сложном, постоянно меняющемся разнообразном мире, с изменившимся социокультурным, информационно-психологическим пространством жизнедеятельности, которое испытывает людей на прочность. Иными словами это пространство определило новое время функционирования человека.

Вместе с известным русским поэтом Игорем Северяниным, который писал «Много есть, чего вовсе не надо нам, а того, что нам хочется, нет…»[3], хочется узнать, каков сегодня современный ребенок, что надо ему, чтобы он мог с большой отдачей активно действовать в современных условиях и при этом работать над своим совершенством и самореализацией и уметь приспосабливаться к социальным процессам.

Вот почему так актуален вопрос полноценного воспитания и развития подрастающего поколения на современном этапе развития российского общества, так как всестороннее воспитание служит фундаментом успешной и насыщенной жизни в социуме, гарантирует социальную активность в будущем каждого ребёнка, а значит, и развитие общества в целом. Но современная семья большей частью не в состоянии в полной мере обеспечить полноценное развитие личности, сложная задача формирования и развития у детей возможностей приспосабливаться, подготовка их к дальнейшей жизни в социуме ложится на общеобразовательные учреждения. Для решения этой непростой задачи необходимо все силы направить на оптимизацию воспитательного процесса, стараться использовать все существующие возможности, традиционные и инновационные подходы работы с детьми.

Сегодня мы можем наблюдать несоответствие уровня подготовки и развития учащихся высоким требованиям образовательного стандарта, а также то, как сложно стало реализовывать цели и задачи образования в быстроменяющейся социально-культурной среде. Причинами этого являются: изменение социально-экономических условий жизни и деятельности, ухудшение демографической ситуации, понижение качества знаний учащихся, а также отрицательное отношение большого числа сограждан к отечественной истории, культуре, традициям России советского периода и полное подражание ценностям западной культуры и образа жизни. Среди подростков преобладают эгоизм, жестокость, потеря нравственных ориентиров, стремление к материальному благополучию любой ценой, что приводит к бездушному отношению к окружающим, ребенок становится уверен в том, что - во-первых, всё разрешено; во-вторых, ты никому не обязан; в-третьих, все обязаны тебе…, а это означает разрушение личности, снижение интеллекта, воли.

«Переставая отвечать за свои поступки, ребенок не может реально оценить свои ошибки и пути их исправления. Разрушается его связь с окружающим миром, само содержание жизни в обществе»…[4].

Итак, необходимо выделить две важнейшие проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях: формирование педагогической среды, которая будет соответствовать современным социально-экономическим и социально- культурным условиям и решать вопросы образования и воспитания; проблема управления этой средой, что потребует от системы образования применения таких форм и методов, которые будут направлены на воспитание человека творческого, ориентированного не на повторение прошлого опыта, а на создание нового, собственного пути в соответствии со своими индивидуальными способностями и потребностями. Другими словами дети не просто должны усвоить знания, умения и навыки, необходимые им для существования в современном обществе, а быть готовыми жить в быстроменяющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия.

Сегодня современный школьник за одну минуту, благодаря Интернету и телевидению, может побывать в различных частях Земного шара, что, конечно же, меняет традиционный процесс мышления. Дети часами сидят в социальных сетях, чатах, смотрят телевизионные сериалы и слушают одним им понятную музыку, что формирует соответствующее отношение к реальности, соответствующее поведение. Все это приводит к тому, что становится невозможным процесс полноценного «домашнего» семейного воспитания, а реальное общение заменяется виртуальным. И как следствие всего этого Интернет наряду с огромной пользой приносит и значительный вред особенно подрастающему поколению. Вот почему изучение воздействия Интернета на развитие мышления и сознания человека и формирование культуры отношения к Интернету выступают сейчас одними из важнейших психолого-педагогических задач.

Введение «подушевого финансирования» и традиционная практика преподавания всем категориям учащихся в одинаковых педагогических условиях привело к следующим результатам: в школе понизилась успеваемость, обострились противоречия между возможностями и обязанностями, т. е. школа не в полной мере стала выполнять свои социально-культурные задачи. Появился термин «образовательная услуга», который превратил образование из обязанности общества и его ценности в «услугу». Помимо всего прочего происходит ослабление и воспитательного компонента в образовании. А ведь в нашем государстве проблема воспитания была всегда не только делом семьи, но и обязанностью общества. В этих трудных обстоятельствах именно школа существовала и остается главным объектом, который обеспечивает воспитательный процесс с целью формирования «здоровой» личности.

В связи с этим возрастает роль психологических и педагогических наук, перед которыми стоит сейчас главная задача – проанализировать существующую действительность, понять, что собой представляет современный ребенок - как он живёт, развивается и самоутверждается – этот, по словам известного поэта –«непризнанный гений средь буднично серых людей».

Также необходимо выявить «способ освоения ребенком новых сторон социальной реальности»[8], каковы его способности получать необходимую информацию, какие нормы жизни значимы для него, как развиваются его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; определить возможные пути перестройки учебного процесса, помимо устоявшейся классно-уровневой системы искать новые коллективные и индивидуальные формы обучения, поощряя совместную деятельность педагогов и учащихся.

Важно наметить пути решения задач образования, которые будут соответствовать новой ситуации и целям развития современного человека. И в итоге воспитать всесторонне развитую личность, которая сможет находить ответы на волнующие вопросы: «Кто я?», «Зачем я живу?», «Что будет после меня?».

 

Литература

1. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. – М.: Ин-т практической психологии, 1996.

2. Дубинина, Т. М. Дети в Интернете / Т. Дубинина // ИКТ в образовании. - 2008. - № 14.

3. «Игорь Северянин. Сочинения в 5 томах» - СПб: Logos, 1995 С. 199

4. Игумен Евмений. «Духовность как ответственность». – М.: 2009

5. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций // Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.:Юрайт-М,, 2001—607стр.

6. Максимилиан Волошин. Стихотворения. Библиотека поэта.Малая серия//Авторский сборник. - Ленинград: Советский писатель - 1982. 462стр.

7. Панов С.А. "Интернет-зависимость": причины и последствия / С. Панов // Учитель. - 2007. - № 5.

8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.-С. 27-29.

9.

Категория: Мои статьи | Добавил: daisy (01.12.2018)
Просмотров: 248 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz