Административно - территориальное деление.
18 декабря 1708 года по указу Петра I территория России была разделена на 8 губерний. Этим указом было положено начало той системы административно-территориальных подразделений, которая существовала затем более 2-х столетий.
Территория современной Белгородской области в 1708 году вошла в состав Киевской губернии, за исключением городов Нового Оскола и Валуек, которые вошли в состав Азовской губернии.
В мае 1719 года Киевская губерния была поделена на 4 провинции: Киевскую, Белгородскую, Севскую и Орловскую. Во главе провинции стояли воеводы. Провинции делились на дистрикты. Вскоре, в 1727 году дистрикты были ликвидированы и основной административной единицей стали губерния, провинция, уезды.
1 марта 1727 года была создана Белгородская губерния в составе одной Белгородской провинции. Несколько позднее, в том же 1727 году, к Белгородской провинции присоединены Орловская и Севская провинции. Таким образом, Белгородская губерния включала в себя территории современных Белгородской, Курской, Орловской и частично Брянской и Харьковской областей.
В состав Белгородской провинции входили города с уездами: Белгород, Обоянь, Суджа, Валуйки, Чугуев, Мирополье, Яблонов, Карпов, Болховец, Хотмышск, Нижегальск, Саятов, Вальный, Алешня, Курск, Старый Оскол, Новый Оскол (образован в 1647 году), Тополи, Палатов.
Со временем территория Белгородской области и её уездов несколько изменилась. 1 мая 1732 года город Алешня был приписан к городу Вальному, а город Балховец к Белгороду. 4 сентября 1732 года к Белгороду приписан также город Нижегальск. В 1765 году часть южной территории Белгородской губернии отошла к вновь созданной Слободско-Украинской губернии.
Белгородская губерния просуществовала до 1779 года, когда согласно "Учреждению о губерниях” 1775 года были созданы Курская, Воронежская, Орловская и другие губернии. В состав Курской губернии вошла территория бывшей Белгородской губернии, оставшаяся после выделения Орловской губернии, части территории, отошедшей к Слободской Украине и Воронежской губернии. В числе других в Курской губернии были созданы Корочанский, Старооскольский, Новооскольский уезды. Наше Село Кузькино относилось к Новооскольскому уезду.
В 1797 году для селений государственных крестьян введены новые административные единицы-волости, входившие в состав уездов.
После реформы 1861 года волости стали объединять государственных и бывших помещичьих крестьян. Село Кузькино сначала принадлежало Ольшанской волости, а позднее Халанской.
После революции 1917 года такое деление на губернии, уезды, волости сохранилось, но власть уже находилась в руках новых органов власти-губернских, уездных, волостных и сельских советов.
В 1924 году был упразднен Новооскольский уезд. Село Кузькино стало относиться к Короче. В 1928-1929 гг. повсеместно введено новое административное деление, введены новые единицы: область, округ, район. В 1928 году создан Велико-Михайловский район, в составе которого находилось наше село.
В 1928 году ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление об образовании на территории бывших Воронежской, Курской, Тамбовской, Орловской губерний Центрально-Черноземной области с центром в городе Воронеже. Территория нынешней Белгородской области вошла в состав Белгородского, Воронежского и Острогожского округов.
По постановлению ВЦИК от 16 сентября 1929 года был ликвидирован Острогожский округ и создан Староооскольский округ, в состав которого вошли Велико-Михайловский, Новооскольский, Чернянский районы из Острогожского округа.
Одним из важных этапов районирования явилось упразднение округов. Они были ликвидированы на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 23 июля 1930 года. Районы стали подчиняться непосредственно главному центру. Центрально-Черноземная область просуществовала до 1934 года, когда на основании постановления Президиума ЦИК РСФСР от 13 июня 1934 года была разделена на Воронежскую и Курскую область. Наш район относился к Курской области.
Лишь в 1954 году была образована Белгородская область. В этом же гожу Кузькиснкий сельский совет был ликвидирован и село перешло в Лозновский сельский совет.
На основании указа Президиума Верховного Совета от 1 февраля 1962 года было проведено укрупнение сельских районов и городов Белгородской области, в результате чего Велико-Михайловский район был ликвидирован и Лозновский сельсовет был переведён в состав Корочанского района.
На основании указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1965 года Лозновский сельсовет был передан в состав Чернянского района.
В 1966 году был восстановлен Кузькинский сельсовет. В 1967 году Кузькинский сельсовет был ликвидирован и передан в Прилепинский сельсовет. Этот сельский совет распространился на села: Верхнее Кузькино, Нижнее Кузькино, хутор Водяное, Прилепы, Ковылино.
Председатели сельского совета (1943-1996 годы):
- Стрекозов Н.К.
- Беседин А.В.
- Войлоков И.К.
- Богатырёв И.Я.
- Скубаева В.А. (участница войны, радист, принимала участие в Озёрской операции).
- Фокин Т.А. (председатель Лозновского сельсовета)
- Головков И.М.
- Каверин И.Т.(Прилепинский сельсовет)
- Сотников Д.П.
- Титов Н.И.
- Скубаев Н.Я.
- Манакова Л.И.
Ярмарки.
В Короче, Чернянке, Большой Халани каждое воскресенье проходили базары, а ярмарки бывали по религиозным праздникам. Большие ярмарки были в Новом Осколе, в Коренной, Старом Осколе.
Кузькинцы ходили на базары и ярмарки в другие сёла.
В Новом Осколе в 1860 году проходило по 4 ярмарки в год:
1) Сретенская – 2 февраля; 2) Георгиевская – 23 апреля; 3) Проявная – 27 мая и 4) Преображенская – 6 августа. Привоз товаров на 23000 рублей. По 2 базара в неделю. Уездное и приходское училище. Почтовая станция. Заводы: 1 мыловаренный (общий капитал - 37000 рублей); 3 кожевенных (общий капитал - 2000 рублей); 2 свечно - сальных (общий капитал - 48000 рублей); 1 крупчатый (общий капитал - 4000 рубля) и 1 масло – анисовый (общий капитал - 1000 рублей).
Главный предмет торговли на базарах и ярмарках в губернии, например в Короче составляли: лошади, крупный рогатый скот, шерсть, сало, воск, крупчатая мука, лён, пенька, свеклосахарный песок, австрийские, частию мыло, сальные и восковые свечи и конопляное масло. Эти предметы отправлялись в другие губернии: Орлов, Москву, Санкт – Петербург, Харьков, Полтаву, Киев.
К нам привозились пушные товары, сукна, материи, железные и другие металлические изделия, земледельческие машины и орудия, сахар, солёная рыба, соль и щепной товар (1861 год).
В слободе Чернянке в выходные дни собирался базар. Кругом стояли целые таборы деревянных телег. Худые лошаденки, чиненная – перечиненная сбруя, запах дёгтя, смазанных сапог, зипунов, лаптей, онуч, немытых потных тел стоял над базаром, особенно в жаркую летнюю пору. Непривычному человеку трудно было дышать.
В конце XVII века ярмарки играли большую роль в товарообороте. Их проводили в специально установленные дни. В крупных селениях ярмарка собиралась 3-5 раз в год. Особенно славились ярмарки в Белгороде, Короче, Старом Осколе.
В конце XVIII – начале XIX века ближайшей крупной ярмаркой общероссийского масштаба, к которой тяготели уезды современной Белгородчины была Коренная ярмарка под Курском. Ежегодно туда в июне съезжались не только российские купцы, но и купцы из Германии, Польши, Греции и других стран. На этой ярмарке наш край выступал в качестве одной из основных житниц, снабжавшей государство сельскохозяйственными продуктами, он же поставлял изделия крестьянской промышленности (кожу, холст, сукно, подсолнечное масло).
В Велико-Михайловке (1912 год) был базар от понедельника до четверга, все дни недели. Предметом купли-продажи служили лошади, сапоги, овощи, семена, хлеб, кожаные товары, повозки, дуги, лопаты, плуги.
В Новом Осколе (1912 год) была одна ярмарка в году. На неё съезжались из Корочи, Старого Оскола купцы и мещане с сукнами шелковыми и бумажными материями, медной и оловянной посудой, а из ближних селений привозили хлеб и всякие съестные припасы. Ярмарка продолжалась не более 2 дней. В городе еженедельно бывали по пятницам и воскресеньям торги, на которые съезжались из ближних селений продавцы разнообразных продуктов. Крестьяне, занимающиеся мелким промыслом, также продавали на рынке свою продукцию.
Церковь.
По приходным окладным книгам церквей патриаршего Казенного приказа № 7 136 за период 1628-1746 годов указаны поступления, представленные в патриаршую казну по книгам старших попов Успенского. Находим по городу Яблонову, что “Яблоновская десятина с 12 церквями и 3 часовнями 1означена в приходных книгах”.
Поступления от часовни Богоявления Господня села Куськина составили дани: 9 алтын, 162 гривны. Это подтверждает существование в нашем селе часовни в этот период. Кроме того, в этом источнике находим, что по дозору Владимира Быллина в селе Лозное построена часовня Рождества Христова.
В предыдущем материале указывалось, что после основания села здесь была часовня Богоявления Господнего.
В областном архиве города Белгорода хранятся метрические книги села Кускина (именно так оно называется по этим книгам) Богоявленской церкви за 1774-1846 годы. Метрические книги устанавливают факт существования Богоявленской церкви в этот период.
В 1867 году в селе Куськино была построена церковь на средства прихожан. Здание было деревянное, покрытое железом, с 2 куполами и колокольней. Престольным праздником в селе был праздник иконы Казанской Божьей Матери и церковь поэтому называлась Казанской.
В “Списке церквей благочинного 3-го округа Ново-Оскольского уезда за 1884 год" есть более подробные сведения о состоянии этой церкви. Утварью и ризницей церковь обеспечена. Причта 2по штату положена настоятелю и псаломщику3. В церкви были настоятель, исполняющий должность псаломщика, дьякон4 и сверхштатный пономарь. Земли при церкви усадебной 3 десятины и пашенной 28 десятин. Этой землей владели сами церковнослужители. Дома у церковнослужителей были деревянные и стояли на их земле. Зданий, принадлежащих церкви, кроме одной деревянной сторожки, больше не было.
Ближайшие к ней церкви: Покровская в селе Прилепы в 4-х верстах, а также Успенская и Покровская в слободе Халани в 7 верстах (современная Большая Халань). Домовых церквей в нашем приходе 5не было. Опись церковного имущества была сделана Василием Каментским в 1870 году по форме, одобренной Курской Духовной Консисторией.
В церкви велись приходно-расходные книги, а также метрические книги с 1875 года, а также сведения за период с 1804-1807 годов, которые были переданы во вновь построенную церковь умершим священником часовни Ефимом Пузановым.
Первым священником1 в церкви был Фёдор Иоанович Лофицкий 1832 года рождения. Настоятель благочинный2 священник Ф.И. Лофицкий, сын умершего священника Иоана Лофицкого, по окончании Курской семинарии 15 июня 1855 года уволен с аттестатом 2 разряда. В 1857 году 15 ноября Высокопреосвященнейшим Архиепископом Курским и Белгородским рукоположен3 в дьяконы, а 17 января в священники. В 1870 году 10 августа утвержден благочинным. В 1872 году 13 февраля за добросовестное и усердное исполнение своих обязанностей награжден набедренником4, в 1875 году 3 апреля – скуфьей5. 18 апреля за отличную службу награжден камилавкой6, а в 1874 году 3 февраля был представлен к Ордену “Святой Анны” 3-й степени.
В семье у него: жена – Наталья Михайловна, дети: Николай – уволен из Курской духовной Семинарии по прошению из 3 класса, Сергей – уволен из 1 класса этой же семинарии, а младшие дети: Евдокия, Мария, Александр обучались в доме отца.
Исполнял должность псаломщика в 1884 году дьякон Иоан Иоанович Шафранов. Родом он был из села Черная Поляна Белгородского уезда из семьи священника. Закончил Курскую Духовную Семинарию в 1852 году и в этом же году был определён помощником наставника Горяиновского сельского училища Обоянского уезда. В 1854 году по указу был определен в Покровскую церковь села Чёрная Поляна. В 1855 году 24 августа Архиепископом Курским и Белгородским (назначен) к Казанской церкви села Куськино.
В семействе у него были жена – Елизавета Анисьевна, дети: Александр – проходил должность сельского учителя в Ново-Оскольском уезде, Павел – обучался в Курской Духовной Семинарии в 6 классе, Евгений – в 3 классе той же семинарии и Константин – в 3 классе Старо-Оскольского Духовного училища.
Сверхштатный пономарь Михаил Яковлевич Апошанский родом из слободы Ивановки Старо-Оскольского уезда из семьи умершего дьячка Якова Апошанского. Закончил Белгородское духовное училище в 1839 году и 23 января был определён пономарем в нашу церковь. В семействе у него были жена – Анна Иоановна и 2 сына – Александр и Михаил. При церкви должность печения просфор7 выполняла вдова солдатка Верещагина Марфа Фёдоровна.
О прихожанах церкви.
В каких семьях и какого звания прихожане
|
Дворов
|
Число
Мужского пола
|
душ___
Женского пола
|
В каком расстоянии от церкви и нет ли препятствий
|
Военные
|
25
|
120
|
125
|
Приход стоит в селе Куськино, и препятствий вообще нет.
|
Статские
|
2
|
8
|
8
|
|
Мещане
|
1
|
1
|
3
|
|
Дворовые
|
2
|
2
|
11
|
|
Государственные крестьяне
|
268
|
992
|
1026
|
|
Итого: 298 1124 1134
О прихожанах означенной церкви.
|
|
|
Должность, имя, фамилия, звание
|
Сколько времени в должности
|
Состояние доходов церкви
|
|
|
|
годы
|
руб.
|
коп.
|
|
Государственный крестьянин Иван Семёнович Кирдеев – церковный староста
|
1876 -1881
|
1876
1877
1878
1879
1880
1881
|
393
304
244
262
352
427
|
64
10
73
8
19
35
|
|
Государственный крестьянин Яков Стефанович Межаков
|
1882 - 1883
|
1882
1883
|
434
438
|
40
65
|
|
|
|
|
|
|
|
Наша Куськинская Казанская церковь входила в Благочинный 3-й округ Новооскольского уезда священника Ф. Лофицкого. Ф.Лофицкий являлся не только священником нашей церкви, но и протоиереем1 3-го округа, в который входило 11 церквей, а именно:
Казанская – село Куськино, Успенская - сл. Халани, Покровская – сл. Халани, Троицкая – сл. Ольшанки, Архангельская – сл. Проточной, Николаевская – с. Коньшина, Покровская – с. Тростинца, церковь Рождества – с. Василь Дола, Сергиевской – с. Малое Городище, Архангельской – с. Бубнова.
В списке благочинных епархий настоятелей монастырей и других учреждений, через которые поступали взносы и другие пожертвования на дело православных миссий в 1904 году, поступили деньги от 11 церквей 3-го округа, которые внёс протоиерей Ф.Лофицкий. Сумма всех пожертвований составила 64 рубля 57 копеек, из которых 12 рублей 95 копеек собраны в неделю православия, 9 рублей 57 копеек – взнос от сбора в кружки, 15 рублей 5 копеек – единовременные пожертвования, 27 рублей – членских денег.
22 июня 1906 года протоиерей отец Федор Лофицкий скончался. По случаю его смерти в “Курских Епархиальных ведомостях” за 1906 год № 38 вышел некролог “Протоиерей отец Федор Лофицкий (22 июня 1906 года)».
В селе Кускино Ново-Оскольского уезда почил на 75 году жизни, состоявший в заштате местный приходский пастырь и благочинный протоиерей Федор Лофицкий. Почивший протоиерей родился в том же селе Кускино, где окончил свою жизнь, и был сыном местного же села священника. По окончании в 1855 году в Белгородской семинарии полного курса наук, в 1857 году Высокопреосвященным Архиепископом Илиодором рукоположен в родное село Кускино, где и подвизался на поприще пастырской деятельности почти 50 лет, и в должности Благочинного 35 лет с лишком. В день, исполнившийся 35-летней службы в должности благочинного, именно 2 августа 1905 года, духовенство округа почтило местного юбиляра торжественным празднеством с поднесением ему иконы Спасителя в серебряной вызлащенной ризе1. Покойный был одним из тех скромных тружеников церкви Христовой, которые находясь в глухих сельских приходах, своим примером и пастырским назиданием поддерживают в русском народе непоколебимый дух святой веры.
В обращении с прихожанами и духовенством по должности благочинного отец протоиерей был в полном смысле сама простота, скромность и добросердечие. Нередко почившему приходилось выслушивать совершенно незаслуженные личные оскорбления и порицания, которые покойный по своей скромности всегда переносил терпеливо, обходил их молчанием и таким своим служением и уступчивостью совершенно обезоруживая оскорбителей, которые после раскаивались и просили прощение.
За отлично-усердную пастырскую и благочинническую службу покойный был удостоен всеми, от Св. Синода выдаваемыми, наградами, до протоиерейского сана включительно, который он получил 6 мая 1901 года. За 12 летнюю службу в должности благочинного имел орден Св. Анны 3 ст. и в память императора Александра III - серебряную медаль.
21 июня в субботу после утрени последовал вынос тела почившего протоиерея из дома в храм, где после заупокойной литургии был совершен умилительный чин священнического погребения. На отпевании кроме предстоятеля – духовника округа, священника Иосифа Карпинского, участвовало 7 священников, в числе коих и сын покойного, состоящий священником в военном ведомстве, отец Иоан Лофицкий, два зятя священника – сл. Шараповки И.Воскресенский и слоб. Ивицы С.Апошанский и два дьякона.
После отпевания гроб был вынесен из церкви и обнесён вокруг храма на руках священнослужителей, а затем опущен в приготовленную в церковной ограде могилу. «Блажен путь в он же пошла душа твоя, кроткий пастырь и духовный отец”.
После смерти Ф. Лофицкого священником в нашей церкви стал Иосиф Иоанович Северинов. Он закончил Духовную Семинарию и в 1902 году был возведён в сан священника.
Вот некоторые выдержки о церквях, приходах и причтах по Ново-Оскольскому уезду с. Куськино и ближайших к нему сел на 1908 год. По селу Куськино есть следующие сведения: церковь Казанская основана в 1867 году, престол – 1, церковь относилась к 3-му благочинному округу, число душ в приходе – 1184, все православные, расстояние церкви в верстах от губернского города (Курск) – 175, а от уездного города (Новый Оскол) – 30 верст. Церковь была деревянная, при ней имелась церковно-приходская школа. О причте сказано: церкви по штату было положено иметь: священника и псаломщика. Священником был Северинов И.И., а псаломщиком Апошанский М.Я. Земли при церкви усадебной 3 десятины, а полевой 30 десятин. Расстояние от церкви до ближайшей почти 7 верст (Большая Халань) и до железной дороги 12 верст (Чернянка).
В селе Прилепы была Покровская церковь, построенная в 1872 году. Церковь тоже была деревянная. В приходе было 830 православных. Расстояние от губернского города – 150 верст, от уездного – 30. Ближайшая церковь в селе Ольшанка в 7 верстах. Расстояние до железной дороги – 12 верст. Имелось земское начальное училище. В причте священником был Мячин Виктор Михайлович, окончивший в 1891 году Семинарию и в том же году поступивший на службу в эту церковь. Псаломщиком был Богатырев Дмитрий Иванович, вступивший на службу в 1902 году и окончивший духовное училище. Земли при церкви усадебной 3 десятины, полевой – 42 десятины.
В селе Ковылино церковь Покровская, год построения 1855. Здание деревянное. При церкви имелась церковно-приходская школа. Душ в приходе: православных – 621, раскольников и сектантов – 3. Священник – Беликов Василий Порфирьевич. Год поступления его на службу – 1896, и в этом же году он был возведён в сан священника, образовательный ценз – семинария, награжден в 1905 году скуфьей. Псаломщиком при этой церкви был Афанасьев Василий Федорович. Окончил духовное училище и поступил на службу в село Ковылино в 1841 году. Земли усадебной 3 десятины, полевой – 30. Казенное жалование составляло 392 рубля. Почта в 6 верстах от церкви в слободе Ольшанка, железная дорога в 10 верстах от Чернянки.
Слобода Большая Халань, Церковь Покровская, построена в 1872 году. Число престолов – 2. Церковь была каменная. В приходе было 1206 православных. Расстояние от губернского города – 140 верст, уездного – 35. Почта находится в самом селе. До железной дороги в Чернянке – 18 верст. Имелась земская школа. Наличный состав причта: священник Шафранов К.И., дьякон Аушев В.А., псаломщик Попов О.В. Земли при церкви: полевой 32 десятины, сенокосной – 1 десятина, казенное жалование на церковь 538 рублей. В слободе была ещё Успенская церковь, построенная в 1819 году. Число престолов – 3. Церковь была каменная. В состав прихода относился хутор Песчаный, расположенный в 5 верстах от церкви. Число душ в приходе – 2161. Все православные. 3 земские школы. Состав причта: священники Ефремов А.И., Андреев Н.М., дьякон Маляревский Н.А., псаломщик Мальцев Я.О. Земли полевой – 66 десятин, сенокосной – 6.
В селе Лозное в 1889 году была построена Троицкая церковь, деревянная. 2 престола. Прихожан 874 (православные). Расстояние до губернского города – 150 верст, до уездного (Корочи) – 24 версты. Почта в селе Большая Халань в 5 верстах, ближайшая железная дорога в Чернянке в 20 верстах. При церкви была церковно - приходская школа. Священник церкви Москалёв, псаломщик Кошлаков. Земли усадебной - 6 десятин, полевой – 49 десятин.
Село Русская Халань имело Афанасьевскую церковь, построенную в 1883 году. Церковь деревянная. Православных – 1138 душ. От губернского города – 150 верст, от уездного – 23. Ближайшая почта и железная дорога находились в 5 верстах в слободе Чернянка. Имелась в селе церковно-приходская школа и земское начальное училище. Священник церкви Дагаев М.И., псаломщик Вечерков С.П. Усадебной земли - 2 десятины, сенокосной – 16 десятин.
Более поздних документальных сведений о Кузькинской церкви не сохранилось. Восстановить некоторые сведения, представления о церковной жизни возможно только со слов очевидцев.
Так, по материалам, собранным бывшей учительницей Кузькинской школы Поляковой Ниной Ивановной следует, что церковь была окрашена в белый и красный цвета, с двумя куполами, звон колоколов1 которых разносился в округе за несколько верст. Выделялась ограда церкви, сложенная из красного кирпича, очень высокая, красивая с железными дверьми.
При церкви была караулка, где жил псаломщик Пилип со своей сестрой Аленой. Если кто приходил в церковь раньше времени службы, то заходил в караулку обогреться, где всегда царил чесночный запах, а Алена вечно лежала на печи. При сборе людей, она, кряхтя, слазила с печи и присоединялась к беседующим.
Священником тогда был Иосиф Северинов. У него была большая библиотека. Он вёл летопись села.
При церкви был совет, на котором решались основные вопросы жизни церкви. В этом совете работали братья Новиков Ефим Иванович (он пел в церковном хоре) и Новиков Трофим Иванович.
Самым старым зданием в селе является часть Кузькинской школы – это кредит, построенный Севериновым в 1914 году на мирские деньги.
В уезде священник Северинов добился разрешения о строительстве базара на территории нашего села. Всё к стройке было готово, но революция и последовавшая за ней гражданская война не позволили осуществить его планы.
При новой власти началось гонение на церковь и её служителей, и Иосиф Иванович Северинов вынужден был уехать из села. Но перед отъездом он оставил мешок с литературой, в котором была и летопись села, Трофиму Новикову, чтобы тот сохранил. В период коллективизации активисты зашли в дом к Трофиму Новикову и один из них Федор Потапов (по прозвищу “Чижелик”), заметил этот мешок. Он публично сжёг всю литературу. Об этом свидетельствует внук Новикова Трофима – Головков Илья Михайлович. Очень жаль, что летопись не сохранилась, много бы узнали односельчане о жизни села.
Последним священником, по словам местных жителей, был отец Михаил. В доме у него жила Татьяна Кузьминична Черкесова. Она вспоминает: “Родилась я недалеко от Старого Оскола в 1910 году. Священник Федюшин Михаил Федорович жил по соседству. Когда мне было 10 лет, я осталась круглой сиротой, и отец Михаил с женой забрали меня к себе в дом. Воду носила, убирала в доме, стерегла гусей, работала на огороде. Когда отца Михаила назначили священником в Кузькинский приход, они меня тоже взяли с собой.
Сейчас я многое забыла о церковной жизни, много лет прошло, да и я тогда ещё была ребенком. Помню, что церковь была окрашена в синий цвет. Вокруг неё – кирпичная ограда. В ограде рос кустарник, были разбиты клумбы с цветами. Зимой прихожане грелись в караулке. При церкви была церковно-приходская школа, куда приходили учиться ребятишки. При церкви был и церковный совет. В него входили Иван Иванович Новиков, Егор Иванович (фамилии не помню), были певчие, среди них Масленникова Анна, Прасковья.
Во время коллективизации церковь закрыли, сняли колокола. Церковную утварь разворовали, побили штук 6 икон. Отца Михаила выгнали из дома, и он с женой уехал куда-то под Старый Оскол. Мне разрешили в этом доме жить, так как я была сиротой. Мне было жалко, что батюшка с женой уехали, ведь они меня не обижали. Года через три отец Михаил приезжал в Кузькино. Оказывается, он перед отъездом спрятал некоторые церковные ценности: большие серебряные кресты он завернул мешком и бросил в колодец, а чугунок с драгоценностями, где были и церковные ценности, деньги, украшения, он закопал на поле где-то за кладбищем. Так вот, когда он приехал, кресты из колодца достал, а чугун так и не нашёл. Поле это уже перепахали: “Сколько ещё тайн хранит наша земля!”
Многие пожилые люди, которые ходили в церковь, хорошо помнят её. Вспоминает Стрекозов Н.К.:
“Последний священник отец Михаил передал по акту имущество церкви председателю сельского совета Титову Исаю Алексеевичу. Сначала в ней сделали зернохранилище, а позже по приказу властей сломали. Хотели построить клуб, да война помешала. И люди за время войны растащили весь материал. Строили себе погреба, сараи”.
Черкесов И.Г.:
“Я был в 1 классе и вместе с мамой пошел на Пасху на всенощную1. На следующий день наш учитель Василий Мартынович спрашивает: “Кто вчера был в церкви?” Я сижу ни живой, ни мертвый, но меня из ребят никто не выдал. А один мальчик сознался, что был в церкви, и он поставил его на колени на гречку на весь урок. Я после боялся в церковь ходить.
Когда церковь начали громить, я туда не ходил, потому что мама ругала и говорила, что грех что-либо брать из церкви – это храм Божий. Хотя мы жили очень близко (церковь была в конце нашего огорода), мы ничего оттуда не взяли. А люди тащили оттуда всё: доски, кирпичи, железо. Железо там было белое, из него ведра, тазы делали. Ребятишки там тоже промышляли, забирая всё, что только можно”.
Шелушинина О.И.:
“Дед мой Межаков Егор Титович долгое время был псаломщиком в церкви”.
Вытовтов Н.М.:
“Церковь я хорошо помню. Мы пацанами бегали туда. Когда шла служба, забегали внутрь, а нас выгоняли. Лазили на колокольню, с неё далеко было видно вокруг. На колокольне была звонница”.
Титов М.Ф.:
“В Водяном церкви не было. Мы ходили в Кузькино или Большую Халань. Церковь в Кузькино была большая. А когда колокол звонил, слышно было в Велико-Михайловке. Когда церковь ломали, колокол сбросили. Церковь ломал “Каледра” (Каверин Николай Емельянович), а других не помню”.
Шелушинина Е.Н.:
“В 30-е годы одну церковь в Большой Халани разрушили, а другая осталась. На большие праздники кузькинцы ходили туда. Например, на Пасху ходили святить пасху”.
|