Воскресенье, 19.05.2024, 09:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт Васильева Римма Дамировна учитель английского языка

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Очерки из истории села

Школа.

В сборнике «Статистических сведений по Курской губернии Ново-Оскольскому уезду” № 11 за 1866 год сказано, что по Ново-Оскольскому уезду процент грамотных мужчин составил 13,5%, женщин – 1,02%, обоего пола – 7,5%. В ряду 13-ти уездов Курской губернии Ново-Оскольский уезд занимал 2 место по степени развития грамотности после Рыльского. А по волостям нашего уезда общий процент грамотности составил: в Велико-Михайловской – 10,7%, Чернянской – 8,5%, Ольшанской – 10,2%, Халанской (в которую входило и Куськино) – 8,4%. Как видим из приведенных сведений, что 1 место по грамотности занимает Велико-Михайловская волость, что объясняется развитием кустарных промыслов. Преобладающим промыслом в Ново-Оскольском уезде было сапожничество. Отмечено, что редкая семья, занимающаяся сапожническим промыслом, не имеет грамотных.

Подворная перепись и статистическое описание Ново-Оскольского уезда производились в мае 1885 года. Здесь указывается: в сёлах Куськино (319 дворов), Бубново (204 двора), Малое Городище (142 двора), Халанской волости крестьяне составили приговоры об открытии церковно-приходских школ. Это говорит о том, что среди крестьянского населения уже в достаточной степени созрела потребность в грамоте. В местах, удалённых от школы, грамотные крестьяне обучают подростков, хотя грамота, получаемая ими, низкопробная: выучиться читать кое-как и подписывать свою фамилию.

Очевидно, что в это время школы в нашем селе не было. Хотя в сборнике отмечается, что в селе Прилепы была подвижная школа. Она помещалась в наёмной крестьянской избе. Там была одна классная комната с печью голландкой, отапливаемой хворостом. В школе были учебники: Св. История Соколова (50 экз.), Молитвослов (50 экз.), Часослов (15 экз.), Азбука Бунакова (50 экз.), Родное слово (40 экз.).

В этом же источнике указывается, что по селу Куськино число грамотных мужчин было 8 человек, грамотных женщин не было, общее число семей с грамотными – 6.

В “Справочной книге о церквях, приходах и причтах Курской епархии” за 1908 год указано о существовании в селе церковно-приходской школы. Она была построена священником Севериновым И.И. рядом с церковью.

Впоследствии, после революции, школа стала называться “центральной”. Это было большое деревянное здание с двумя классными комнатами, вмещающими по 45 человек, и широким коридором. В конце коридора находилась комната с чуланом. Здесь же в пристройке были две квартиры для учителей, обложенные красным кирпичом. Школа была покрыта железом и просуществовала до 60-х годов, а квартиры до 80-х годов. В церковно-приходской школе обучались 2 класса, а 3-й класс размещался в доме, который назывался “климкин двор”. Климкины имели два дома и тот, который постарее, хозяин отдал под класс. Дети сидели на лавках по 3-4 человека, а писали на самодельных столах. Но и этого помещения не хватало, приходилось заниматься в караулке при церкви.

     Со слов старожилов Каверина Дмитрия Стефановича (1908 г.р.), Войлокова П.К.(1906 г.р.), детей обучал учитель и священник. Учил их молитвам. Ученики заучивали их наизусть. Учитель учил арифметике, письму, славянскому языку. Книг не хватало, один учебник был на несколько учеников. Обучение в школе было трёхлетнее. Отметки не ставили. Детей учиться силой не заставляли, учились по желанию. Оплату за учёбу не брали. За обучение и за аренду дома Климкиных платило кредитное общество, которое было организовано в селе. В школе была строгая дисциплина. Урок начинался с молитвы “Отче наш...” Тех, кто нарушал дисциплину на уроке, учитель наказывал линейкой. Розгами за непослушание наказывал и священник.

С приходом Советской власти в 1918 году началась перестройка народного образования. Вышел декрет “О ликвидации неграмотности среди населения”:

Церковно-приходская школа стала школой без священника. Уроки-молитвы заменили новые предметы. Но число учащихся особо не увеличилось, так как в стране был голод, разруха. Обучение в школе осталось трёхлетнее. Шла гражданская война. Свирепствовала страшная болезнь – тиф.

Многие дети после одного-двух лет обучения бросали школу. Причина было одна и та же. Мать заболела тифом, надо сидеть дома с младшими братьями и сёстрами. Ходить в школу совсем не в чём. Зимой ребятишки бегали в школу в лаптях, а весной, когда начиналось половодье, многие не имели другой обуви, оставляли школу.

Правительство только в конце 1923 года вновь обратило пристальное внимание на школу.

В 30-е годы с приходом коллективизации в области народного образования произошли большие изменения. В 1930 году, 14 августа, вышел “Закон о всеобуче”. С выходом этого закона учителя вступили в борьбу с неграмотностью. Они ходили по домам и записывали в школу всех, кто не мог читать и писать. В классах были дети-переростки. Детей стало в 2 раза больше. Школа не вмещала всех ребятишек, и тогда классными комнатами стали раскулаченные дома.

 Раскулачивали зажиточных людей, а их дома отдавали под школы. Там, где сейчас располагается тракторный парк, находился дом священника Иосифа Северинова с культурным садом, аллеями, дорожками, клумбами и цветами. Дом был красивый, покрыт разноцветной черепицей. Когда стали раскулачивать людей, отец Иосиф оставил дом и уехал. В этом доме разместился первый класс. С дальних улиц детям было трудно ходить в школу. И тогда на улице, которая называется “Самодуровка”, в одном из раскулаченных домов (где ныне находится дом Богатыревой К.) разместился класс. А два класса на этой же улице разместили в домах – это “Кузьмов дом” (ныне дом Головкова И.М.) и “Калинов дом” (ныне там стоит дом Кирдеева А.И.). Классы открывали на каждой улице, чтобы охватить образованием всех детей. Ещё одно здание было отдано под школу – это кредит, построенный в 1914 году И.Севериновым. Там разместили 2 класса. Школа, которая раньше называлась церковно-приходская, стала называться центральной. В каждом классе было по 40-45 детей. Появились параллельные классы. Днём обучались дети, а вечером работали ликбезы для неграмотного взрослого населения. В доме, где нынче  живёт Зябрев Н., была изба-читальня. После работы люди спешили туда, ведь там их учителя учили читать. Но не только учителя, сами ученики тоже занимались со своими родными, соседями, обучая их читать и писать.

Так как учеников в селе Кузькино было много, то Кузькинская начальная школа в 1935-1936 годах стала семилетней.

Вспоминает бывший учитель Кузькинской школы Романенко П.В.: “В 1946 году я начал работать в Кузькинской семилетней школе. Был назначен учителем начальных классов. В то послевоенное время детей в селе было очень много. Было 2 первых класса, один из которых учил я, а другой 1-й класс учила Полякова Н.И.. В моём классе было 43 ученика, на несколько человек меньше было у Нины Ивановны.

Школа в то время имела 2 школьных здания. Одно называлось “Кредит”, а другое “Центральное”. Полякова учила детей в “кредите”, а я в “центральном”.

В 1947 году начали строить 2-квартирные здания для учителей. Строительство было закончено в 1952 году. Одну квартиру дали мне.

В 1946 году в школу был назначен директором и преподавателем Краморенко Алексей Васильевич, который поселился в одной из квартир “центральной” школы. В школе работали учителями начальных классов Ковалёва Н., Рябова А.Т., Полякова Н.И., Гущина А.П., Романенко П.В., Межаков М.Е., Шелушинина О.И.. В 5-7 классах работали сестры Блошенко: Нина Фёдоровна и Клавдия Фёдоровна, а завучем – Мария Яковлевна Колосова. Преподавателем физкультуры работал демобилизованный по ранению из армии Масленников Е.Х.

В 1948 году из школы ушли сестры Блошенко, Межаков М.Е.. Вместо них коллектив пополнился новыми молодыми кадрами: Бамясный Иван Михайлович  - математик, Жердёва Александра Сергеевна – учитель начальных классов, Данилова (Черкесова) Марья Тимофеевна – математик, Скорова (Краморенко) В.Н. – география.

Меня перевели учителем немецкого языка в 1948 году. В 1952 году в школу пришёл Шелушинин И.Т.. Во время директорства Краморенко А.В. сделали пристройку к новому зданию с 4-мя классными комнатами и учительской. В строительстве принимали участие не только родители учащихся, но и учительский коллектив школы, ученики. Много работ было выполнено силами коллектива: заложили фундамент, мазали потолок. Стеклил окна Шелушинин И.Т.. Полы стелили родители с хутора Водяное.

Начиная с послевоенного времени, школа помогала колхозу в выращивании и уборке урожая. Учащимся приходилось собирать колосья, так как косовицу хлебов производили вручную и на полях оставались колосья. В последующее время собирали утерянные клубни картофеля и корнеплоды сахарной и кормовой свеклы, початки кукурузы. Во время уборки хлеба работали на токе не только учащиеся, но и учителя.

В начале 60-х годов в сельское хозяйство внедряли гидропонику, то есть выращивание растений на химических растворах. В одной из бригад колхоза на Самодуровке, в бригаде Хороших В.И., работало звено учащихся. В помещении, которое находилось на Самодуровке, были оборудованы полки, на которых насыпали семена, поливали из лейки раствором минеральных удобрений и в течение нескольких дней вырастала зелёная масса из семян. Её употребляли для скармливания молодняку свиней и крупного рогатого скота, чтобы предотвратить у молодняка авитаминоз. Этот корм был богат витаминами, которые так необходимы молодняку.

 Учащиеся нашей школы принимали непосредственное участие в выполнении продовольственной программы страны. Школой были приобретены кролики и образована ферма (в доме Обляка). Было выращено несколько десятков молодняка и отправлено на Велико – Михайловский комбинат. Выращивали кроликов учащиеся: Стрекозов Иван, Романенко Алексей, Колышников Иван и другие под моим руководством.

Коллектив учителей был связан с населением села полнокровной жизнью. Так, в послевоенное время учителя принимали участие в подписке населения на государственный заем. Ходили по дворам к каждому колхознику и агитировали в подписке на заем”.

                                                                                                                                                                                                                           О директоре школы Краморенко А.В. вспоминает его жена Вера Никифоровна: “Родился Алексей Васильевич 30 марта 1918 года в селе Велико-Михайловка в большой крестьянской семье. Мать его, скоро овдовев, сама воспитывала пятерых детей. Учился Алексей Васильевич в Велико-Михайловской средней школе, затем его мать переехала в Старый Оскол, где он продолжил обучение. После окончания школы он поступил в Курский Государственный Учительский институт на исторический факультет, который закончил в 1940 году. В этом же году назначен на работу директором и преподавателем истории в Верхне-Пенскую школу Ракитянского района Курской губернии. Но уже в октябре 1940 года был призван в РККА, где и прослужил до конца 1945 года. В годы войны служил в основном в 27                                   отдельной роте аэрофотослужбы старшим фотограметром-дешифровальщиком.

В сентябре 1946 года был назначен на работу директором и  преподавателем истории в Кузькинскую семилетнюю школу.

В 1961 году Алексей Васильевич поступил в Воронежский Государственный педагогический институт и в 1965 году окончил его по специальности история и обществоведение.

Алексей Васильевич был не только заботливым хозяйственником (школа всегда была обеспечена топливом, в классах было уютно, классы хорошо отремонтированы, подготовлены наглядные пособия), но и требователен к учебно - воспитательной работе. Особенно много внимания он уделял внеклассной, пионерской, комсомольской работе. Будучи ещё школьником старших классов в Старом Осколе, он был избран секретарём комсомольской организации, а позже и пионервожатым. То есть у него была уже некоторая база организационной работы. С вожатых он строго требовал выполнения всех атрибутов, содержания работы, безусловно, сам активно помогал им.

Всю внеучебную работу педколлектива он тесно увязывал с работой на селе. Готовили вечера, сборы, концерты, выступления перед животноводами, механизаторами. Всё своё свободное время он тратил на общественную работу”.

Два с половиной года Алексей Васильевич работал председателем местного колхоза “Рассвет”. Тогда директором школы стала жена Краморенко В.Н. Но Алексей Васильевич  снова вернулся в школу и проработал до выхода на пенсию в 1978 году.

Сведения по успеваемости и посещаемости учащихся Кузькинской сельской школы по состоянию на 25.10.1950 года. (По материалам Кузькинского Сельского Совета).

классы

Ф.И.О. учителя

Кол-во уч-ся

отсеялось

% успе-

ваемости

% посеща-

емости

Скубаева М.Е.

27

2

96

93

Рябкова А.Т.

20

2

95

95

Кравченко Н.Д.

29

2

71

92

Ковалева Н.В.

28

1

96

97

Зайцева Н.И.

30

1

87

90

Жердева А.С.

27

2

90

90

Межакова О.И.

29

-

75

95

Скубаева В.А.

32

2

62

88

Скорова В.Н.

30

1

60

97

Гущина А.П.

26

3

55

85

Толстых Е.И.

22

-

81

95

Романенко П.В.

19

1

80

95

7

Кирдеева Н.И.

19

-

80

95

Итого по школе:                               338                   17                 80                  93

Вспоминают о школе некоторые односельчане.

Новиков М.Г.: “В школу первый год ходил, где караулка была возле церкви. Тогда ещё учили по-славянски. А после уже ходил, где сейчас кладовая, тут была школа. Учительницу помню, фамилия её Отошанская, строгая была”.

Войлоков П.К.: “Рядом с церковью была сторожка, в ней сначала и была школа. Учительницу звали Анна Михайловна – фамилии не помню”.

Шелушинина О.И.: “Во время войны директором школы был Сбитнев Николай Егорович”.

Титов Н.Т.: “Школа на Водяном была 4-х классная, а после ходили в Верхнее Кузькино. Помню Кодметина Ивана Андреевича: вел начальные классы”.

Шелушинина Е.Н.: “Учителями были: Ершовы – Иван Тимофеевич директором был, вел географию, его жена Софья Ивановна вела русский язык и литературу, математику вела Ирина Николаевна”.

Титов М.Ф.: “При церкви в селе Кузькино была церковно-приходская школа. Учил Северинов. Если в школу не придёшь, сам приходил домой и узнавал, почему не был. Хорошо учил”.

Категория: Мои статьи | Добавил: daisy (27.12.2018)
Просмотров: 131 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz